Ответы к тесту НМО на тему «Гигиена учебных занятий»
1. «Ступенчатый» режим обучения первоклассников в первом полугодии предполагает
1) проведение в день пяти 35-минутных уроков в ноябре и декабре;
2) проведение в день трех 35-минутных уроков в сентябре и октябре;+
3) проведение в день четырех 35-минутных уроков в ноябре и декабре;+
4) проведение в день четырех 40-минутных уроков в сентябре и октябре.
2. В понятие «компьютерный зрительный синдром» входит комплекс следующих жалоб со стороны органа зрения:
1) боли и жжение в области глаз;+
2) затуманивание зрения;+
3) ощущение песка в глазах;+
4) снижение остроты зрения;
5) усталость глаз.+
3. В учебных кабинетах уровни освещенности на рабочих столах должны составлять:
1) 150 лк;
2) 200 лк;
3) 300-500 лк;+
4) 600 лк.
4. В учебных помещениях коэффициент естественной освещенности (КЕО) на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке должен составлять:
1) не менее 1%;
2) не менее 1,5%;+
3) не менее 3%.
5. Длительность выполнения домашних заданий в 4-5- х классах должна составлять:
1) не более 2-х часов;+
2) не более 30 минут;
3) не более полутора часов;
4) не более часа.
6. Длительность выполнения домашних заданий в 6-8-х классах должна составлять:
1) не более 2,5 часов;+
2) не более 2-х часов;
3) не более 30 минут;
4) не более полутора часов.
7. Длительность выполнения домашних заданий в 9-11-х классах должна составлять:
1) не более 2,5 часов;
2) не более 2-х часов;
3) не более 3,5 часов;+
4) не более 30 минут.
8. Длительность выполнения домашних заданий во 2-3-х классах должна составлять:
1) не более 3-х часов;
2) не более 30 минут;
3) не более полутора часов;+
4) не более часа.
9. Для облегчения адаптации первоклассников к началу систематического обучения санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами предусмотрено:
1) «ступенчатый» режим обучения первоклассников в первом полугодии;+
2) дополнительные каникулы в первом полугодии;
3) дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения;+
4) обучение без балльного оценивания знаний;+
5) обучение без домашних заданий.+
10. Для обучающихся I ступени основные предметы должны проводиться на:
1) 1-2-х уроках;
2) 2-3-х уроках;+
3) 2-4- уроках;
4) 3-5-х уроках.
11. Для обучающихся II и III ступеней основные предметы должны проводиться на:
1) 1-2-х уроках;
2) 2-3-х уроках;
3) 2-4- уроках;+
4) 3-5-х уроках.
12. Для обучающихся современных образовательных организаций характерно:
1) высокая двигательная активность;
2) достаточное время пребывания на свежем воздухе;
3) оптимальная продолжительность ночного сна;
4) постоянное психоэмоциональное напряжение, обусловленное большой учебной нагрузкой.+
13. Дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения необходимы:
1) для дополнительного отдыха обучающихся 9-х классов;
2) для дополнительного отдыха обучающихся старшей ступени;
3) для облегчения адаптации пятиклассников к обучению в основной школе;
4) для облегчения процесса адаптации первоклассников к систематическому обучению.+
14. Излагать новый материал или проводить контрольные работы целесообразно в период:
1) врабатывания;
2) высокой и устойчивой работоспособности;+
3) ожидания;
4) снижения работоспособности.
15. К выраженным признакам переутомления у школьников относятся:
1) нервно-психические расстройства;+
2) повышение частоты случаев острой заболеваемости;+
3) резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности;+
4) снижение успеваемости;
5) стойкие изменения регуляции вегетативных функций.+
16. К гигиеническим принципам организации учебного процесса в образовательных организациях относится:
1) личностно-ориентированный подход в обучении;
2) принцип комплексного подхода;
3) принцип соответствия учебных нагрузок возрастным и индивидуальным возможностям школьников.+
17. К медицинским критериям для определения готовности ребенка к началу систематического обучения относятся:
1) острая заболеваемость за предшествующий год;+
2) результаты выполнения теста Керна-Ирасека;
3) состояние здоровья на момент осмотра;+
4) уровень биологического развития.+
18. К начальным признакам переутомления у школьников относятся:
1) изменения в поведении;+
2) плаксивость;+
3) потеря аппетита;+
4) снижение успеваемости;+
5) стойкие нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы.
19. К психофизиологическим критериям для определения готовности ребенка к началу систематического обучения относятся:
1) качество звукопроизношения;+
2) острая заболеваемость за предшествующий год;
3) результаты теста «Вырезание круга»;+
4) результаты теста Керна-Ирасека.+
20. Качество звукопроизношения у ребенка относится:
1) к медицинским критериям для определения готовности ребенка к началу систематического обучения;
2) к педагогическим критериям для определения готовности ребенка к началу систематического обучения;
3) к психофизиологическим критериям для определения готовности ребенка к началу систематического обучения.+
21. Кривая работоспособности представлена следующими отрезками:
1) период врабатывания;+
2) период высокой и устойчивой работоспособности;+
3) период ожидания;
4) период снижения работоспособности.+
22. На физиологической кривой в периоде снижения работоспособности выделяют следующие зоны:
1) зона врабатывания;
2) зона конечного порыва;+
3) зона неполной компенсации;+
4) зона прогрессивного падения;+
5) зона устойчивой работоспособности.
23. Наиболее благоприятные показатели зрительной работоспособности во время работы за компьютером отмечаются при:
1) освещенности рабочего места в 200 лк;
2) освещенности рабочего места в 400 лк;+
3) освещенности экрана дисплея в 300 лк;+
4) освещенности экрана дисплея в 400 лк.
24. Наибольший объем учебной нагрузки для обучающихся II и III ступеней должен приходиться на:
1) вторник;
2) понедельник;
3) пятницу;
4) среду;+
5) четверг.
25. Начальный отрезок кривой работоспособности называется период:
1) врабатывания;+
2) высокой и устойчивой работоспособности;
3) снижения работоспособности.
26. Негативными аспектами внедрения электронных средств обучения в образовательную деятельность школьников являются:
1) гиподинамия;+
2) повышение острой заболеваемости;
3) развитие «компьютерного зрительного синдрома»;+
4) увеличение психоэмоциональной нагрузки.+
27. Необходимость адаптации к педагогическим требованиям и разным стилям общения педагогов характерна для:
1) обучающихся 1-х классов;
2) обучающихся 10-х классов;
3) обучающихся 5-х классов.+
28. Непрерывная продолжительность работы школьников 1-4-х классов с интерактивной доской на уроке должна быть:
1) не более 10 минут;
2) не более 20 минут;
3) не более 30 минут;
4) не более 5 минут.+
29. Непрерывная продолжительность работы школьников 5-11-х классов с интерактивной доской на уроке должна быть:
1) не более 10 минут;+
2) не более 20 минут;
3) не более 30 минут;
4) не более 5 минут.
30. Обучение без балльного оценивания знаний предусмотрено санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для:
1) обучающихся 1-х классов;+
2) обучающихся 10-х классов;
3) обучающихся 5-х классов;
4) обучающихся 9-х классов.
31. Обучение без домашних заданий предусмотрено санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для:
1) обучающихся 1-х классов;+
2) обучающихся 10-х классов;
3) обучающихся 5-х классов;
4) обучающихся 9-х классов.
32. Объем максимально допустимой учебной нагрузки в течение дня для обучающихся 2-4-х классов должен составлять:
1) не более 4-х уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
2) не более 5-ти уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при шестидневной учебной неделе;+
3) не более 6-ти уроков.
33. Объем максимально допустимой учебной нагрузки в течение дня для обучающихся 5-6-х классов должен составлять:
1) не более 5-ти уроков;
2) не более 6-ти уроков;+
3) не более 7-ми уроков.
34. Объем максимально допустимой учебной нагрузки в течение дня для обучающихся 7-11-х классов должен составлять:
1) не более 5-ти уроков;
2) не более 6-ти уроков;
3) не более 7-ми уроков.+
35. Объем максимально допустимой учебной нагрузки в течение дня для первоклассников должен составлять:
1) не более 3-х уроков;
2) не более 4-х уроков;
3) не более 4-х уроков ежедневно и один раз в неделю – не более 5-ти уроков за счет урока физкультуры;+
4) не более 5-ти уроков.
36. Одним из принципов составления расписания уроков является:
1) распределение учебных предметов в зависимости от графика работы педагогов;
2) распределение учебных предметов в соответствии с пожеланиями учащихся;
3) распределение учебных предметов в соответствии со шкалой их трудности.+
37. Освещение в кабинетах информатики должно быть:
1) естественным;
2) искусственным;
3) смешанным.+
38. Отмечаются следующие особенности функционального и психоэмоционального состояния школьников при обучении в условиях авторитарной педагогики:
1) основа для нарушений психического здоровья;+
2) отличия в реакциях мальчиков и девочек на обучение в классе авторитарного учителя;+
3) повышение успеваемости;
4) снижение самооценки;+
5) формирование хронического утомления.+
39. Переход на кабинетную систему обучения характерен для:
1) обучающихся 1-х классов;
2) обучающихся 10-х классов;
3) обучающихся 5-х классов.+
40. Переход с начальной на основную ступень школьного образования характеризуется:
1) необходимостью адаптации к педагогическим требованиям и разным стилям общения педагогов;+
2) организацией динамической паузы в середине учебного дня;
3) переходом на кабинетную систему обучения;+
4) увеличением учебной нагрузки.+
41. Повышение частоты случаев острой заболеваемости относят:
1) к выраженным признакам переутомления у школьников;+
2) к начальным признакам переутомления у школьников;
3) к начальным признакам утомления школьников.
42. После уроков с использованием интерактивной доски школьники и педагоги предъявляют следующие жалобы:
1) боли в области глаз;+
2) головные боли;+
3) общее утомление;+
4) снижение аппетита.
43. Преимуществами равномерного чередования учебного и каникулярного времени (по сравнению с традиционным учебным графиком) являются:
1) меньшая частота случаев повышенной и высокой невротизации;+
2) повышение учебной успеваемости;+
3) расширение дидактических возможностей преподавания;
4) снижение острой заболеваемости школьников;+
5) устойчивое психоэмоциональное состояние школьников;+
6) устойчивость показателей работоспособности школьников в течение года.+
44. При гигиенически рациональной организации урока суммарная продолжительность использования интерактивной доски в 1-2-х классах:
1) не более 15 минут;
2) не более 25 минут;+
3) не более 30 минут;
4) не более 40 минут.
45. При гигиенически рациональной организации урока суммарная продолжительность использования интерактивной доски в 3-11-х классах:
1) не более 15 минут;
2) не более 25 минут;
3) не более 30 минут;+
4) не более 40 минут.
46. При несоблюдении режима проветривания в компьютерных классах возможно:
1) появление озона;+
2) увеличение относительной влажности;
3) уменьшение количества нетоксичной пыли.
47. Прием детей в школу осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года:
1) 6 лет 6 месяцев;+
2) 6-ти лет;
3) 7-ми лет;
4) 8-ми лет.
48. Продолжительность непрерывной работы за компьютером в 1-2-х классах:
1) не более 15 минут;+
2) не более 25 минут;
3) не более 30 минут;
4) не более 40 минут.
49. Продолжительность непрерывной работы за компьютером в 3-4-х классах:
1) не более 10 минут;
2) не более 15 минут;+
3) не более 25 минут;
4) не более 40 минут.
50. Продолжительность непрерывной работы за компьютером в 5-7-х классах:
1) не более 10 минут;
2) не более 15 минут;
3) не более 20 минут;+
4) не более 40 минут.
51. Продолжительность непрерывной работы за компьютером в 8-11-х классах:
1) не более 15 минут;
2) не более 20 минут;
3) не более 25 минут;+
4) не более 40 минут.
52. Продолжительность сквозного проветривания учебных помещений определяется:
1) направлением движения ветра;+
2) площадью учебных помещений;
3) погодными условиями;+
4) скоростью движения ветра;+
5) эффективностью отопительной системы.+
53. Развитию зрительного и общего утомления при работе с электронными учебниками способствуют:
1) нарушения допустимых уровней яркости электронных страниц;+
2) повышенный уровень шума;
3) чрезмерное многообразие цветового оформления;+
4) чрезмерное многообразие шрифтового оформления.+
54. Распределение учебных предметов в расписании уроков должно проводиться с учетом:
1) динамики дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся;+
2) пожеланий обучающихся и педагогов;
3) соотношения динамического и статического компонентов;+
4) характера деятельности;+
5) шкалы трудности учебных предметов.+
55. Световой коэффициент в учебных помещениях должен составлять:
1) не менее 1:2;
2) не менее 1:4;
3) не менее 1:5;
4) не менее 1:6.+
56. Снижение продуктивности учебной работы относится:
1) к выраженным признакам переутомления школьников;
2) к начальным признакам переутомления школьников;
3) к начальным признакам утомления школьников.+
57. Снижение успеваемости относится:
1) к выраженным признакам переутомления у школьников;
2) к начальным признакам переутомления у школьников;+
3) к начальным признакам утомления школьников.
58. Согласно шкале трудности для младших школьников наиболее сложным учебным предметом является:
1) изо;
2) информатика;
3) математика;+
4) окружающий мир;
5) русский язык.
59. Укажите неблагоприятные изменения параметров микроклимата в компьютерных классах:
1) количество нетоксичной пыли превышает допустимый уровень;+
2) превышение концентрации углекислого газа (в 2 раза относительно ПДК);+
3) превышение оптимального уровня температуры воздуха;+
4) снижение оптимального уровня температуры воздуха;
5) снижение относительной влажности.+
60. Укажите основные параметры микроклимата учебных помещений:
1) относительная влажность 35%;
2) относительная влажность 40-60%;+
3) скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с;+
4) скорость движения воздуха – не более 0,5 м/с;
5) температура воздуха 18-24?С;+
6) температура воздуха 25?С.
61. Уменьшить интенсивность учебной деятельности, переключить внимание обучающихся, провести физкультминутку необходимо в период:
1) снижения работоспособности (зона конечного порыва);
2) снижения работоспособности (зона неполной компенсации);+
3) снижения работоспособности (зона прогрессивного падения).
62. Уровень биологического развития ребенка относится:
1) к биологическим критериям для определения готовности ребенка к началу систематического обучения;
2) к медицинским критериям для определения готовности ребенка к началу систематического обучения;+
3) к психофизиологическим критериям для определения готовности ребенка к началу систематического обучения.
63. Что такое переутомление?
1) кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном отдыхе;+
2) нарушение деятельности функциональных систем организма;
3) нарушение умственной работоспособности;
4) физическая усталость.